КУМИР

Урок 3. Исполнитель Чертежник

 

Сегодня ты научишься:

  •  управлять исполнителем Чертежник,
  •  использовать в алгоритмах команды с аргументами.

 


 

 

 Перед изучением новой темы пройди небольшой тест самоконтроля.

 

Выполняя задания прошлого урока, у тебя получилось программировать Робота на создание простых рисунков из закрашенных клеток. Очень скоро ты научишься создавать изображения, составленные из отрезков. В этом тебе поможет еще один обитатель Комплекта Учебных МИРов - Чережник.


 Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков на бесконечном чертежном листе.


 

 Чтобы увидеть Окно Чертежника, щелкни кнопку  на панели управляющих кнопок.

 


На чертежном листе задана прямоугольная система координат, единицу измерения в этой системе координат будем называть единицей Чертежника (сокращенно е.ч.).

Пользователь может видеть ограниченную часть листа через прямоугольное окно Чертежника. Ты можешь задать форму окна («альбомная» или «книжная»), какую часть листа показывать и в каком масштабе.

 

 Исследуй меню Чертежник - Вид:

 

Чертежник имеет перо, которое может подниматься, опускаться и перемещаться при выполнении команд программы. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от старого положения пера до нового. При составлении программ для Чережника будем использовать 5 команд:

·         поднять перо

·         опустить перо

·         сместиться в точку (арг вещ x, y)

·         сместиться на вектор (арг вещ x, y)

·         установить цвет (арг стр S)

Команда "поднять перо" переводит Чертежника в режим перемещения без рисования.

Команда "опустить перо" переводит Чертежника в режим перемещения с рисованием.

Слова арг (аргументы) и вещ (вещественные) указывают, что команды «сместиться в точку» и « сместиться на вектор» имеют аргументы, которые могут быть произвольными вещественными числами. Аргументы указываются при вызове команды, например «сместиться в точку (3.5,0.5)».

Примечание: при наборе десятичных дробей в качестве разделителя целой и дробной частей используется десятичная точка.

 

Демонстрация работы Чережника по команде "сместиться в точку (х,у)":

 

Если перо Чертежника находится в точке (а, b), то по команде "сместиться на вектор (х,у)" Чертежник сместит перо в точку с координатами (а+х, b+у). Если перо опущено, то при этом будет нарисован отрезок от старого положения пера до нового. Этот отрезок является изображением вектора с координатами (х, у) и началом в точке (a,b), чем и объясняется название команды.

Пояснение. Перо Чертежника находилось в точке (-5,3). При выполнении команды "сместиться на вектор (-2,-3)" Чертежник сместился в точку (-5-2,3-3), т.е нарисовал отрезок от точки (-5,3) до точки (-7,0). Для того, чтобы Чережник попал в точку (0,0), дана команда "сместиться на вектор (7,0)".

 

 Подумай, что изобразит Чертежник, выполнив алгоритм:

 сместиться в точку (4,2)
 опустить перо
 сместиться в точку (-4,2)
 сместиться в точку (-4,-2)
 сместиться в точку (4,-2)
 сместиться в точку (4,2)
 поднять перо

 сместиться в точку (-4,2)
 опустить перо
 сместиться в точку (4,-2) 

Дай подходящее название алгоритму, опиши комментарии для дано и надо.

 

 Измени алгоритм так, чтобы Чертежник изобразил тот же объект, но команды "сместиться в точку" замени на "сместиться на вектор". Просчитай координаты каждого вектора. Набери программу и сравни результаты выполнения предложенного выше алгоритма и своего.

Примечание: в первой строке программного кода активизируй Чертежника командой использовать Чертежник.

 

Если не получилось самостоятельно справиться с заданием, проанализируй пошагово алгорим из образца

 

А теперь попробуем сделать изображение более интересным, добавив немного красок. Для этого служит команда

установить цвет (арг стр S)

В этой команде служебное слово стр (сроковый), идущее после слова арг, означает, что используется аргумент строкового типа - наименование цвета (S).

Для Чертежника доступны следующие цвета:

 

 

Для того, чтобы прямоугольник из предыдущего задания был нарисован красным цветом, достаточно до (или сразу после) команды "опусить перо" дать команду: установить цвет ("красный"). Чертежник будет рисовать красные линии до тех пор, пока ты не изменишь  цвет пера на другой.

 

 В программу рисования домика добавь команды, которые изменят цвет крыши на оранжевый, стен - на синий и в доме появится окно желтого цвета:

использовать Чертежник
алг домик
. дано |перо поднято
. надо |нарисован домик, перо в исходном положении и поднято
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (4,0)
. сместиться на вектор (0,4)
. сместиться на вектор (-4,0)
. сместиться на вектор (0,-4)
. поднять перо
. сместиться на вектор (0,4)
. опустить перо
. сместиться на вектор (2,2)
. сместиться на вектор (2,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (-4,-4)
кон

 

Сохрани программу в своей папке под именем домик.kum.

Сохрани получившийся чертеж (меню Чертежник - Сохранить чертеж) под именем домик.psk.

Примечание: в справке к уроку 3 ты сможешь узнать назначение всех команд меню Чертежник для работы с готовыми чертежами. 

Теперь можно приступать к выполнению заданий к уроку 3.

Дата последнего обновления страницы 28.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»